Версия для слабовидящих

Ирина Евгеньевна Шкинева

      директор школы

часы приема: 8.00 - 17.00

Общая информация
    Круглый стол на тему: "Проблемы и радости уроков ОРКСЭ в условиях реализации ФГОС. Модуль: ОПК"

    46.5 Кб
    скачать

    5 от 22.02.2018

    Приложения

    «Проблемы и радости уроков ОРКСЭ в условиях  реализации    ФГОС.  Модуль ОПК»

          Учитель начальных классов  и ОРКСЭ МОУ Фировская СОШ Михайлова Елена Юрьевна.

     

    Слайд 1

    Слайд 2

         В нашей школе курс ОРКСЭ впервые  был введён в 2010 – 2011 учебном году: 4 класс – 2 полугодие, 5 класс – 1 полугодие. Было предложено 6 модулей. Но так как я вела в 4 классе урок ОПК, то для меня и для родителей не стоял вопрос по выбору модуля. Родители  единогласно приняли решение, что выбирают модуль «Основы православной культуры».

        Первые радости. Проходила апробация курса. Среди обучающихся и их родителей, учителей проводилось анкетирование. Учителя, ведущие этот курс, все дети и их родители ответили, что курс понравился. Я и  родители моих воспитанников были рады, что изучение этого предмета позволит восполнить у учащихся дефицит нравственности, потерю важных духовных ориентиров, утрату уважительного отношения к родителям и учителю,  к истории страны и своего народа.

        Слайд 3

         С чего же начинать учителю, которому доверена такая важная и ответственная миссия – знакомство с православной культурой, её историей, её духовными богатствами? Первой всегда начинать трудно. Прежде всего, я  внимательно изучила программу курса и книгу для учителя. По «совету» автора учебника А.Кураева, на уроке ОРКСЭ стараюсь делать свою речь более доступной и  понятной для учащихся, а интонацию – интонацией экскурсовода, который смотрит на православие со стороны. Ведь этот курс носит светский характер.  Очень важно, чтобы через нетрадиционные формы работы обучения ученик прикоснулся к истокам православия и русской культуры.

         Слайд 4

        «Любить и понимать, уважать и принимать, сострадать и помогать», - вот ключевые ценности в моём подходе к обучению. Поэтому моя задача, как педагога,  вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности,  постоянно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом мне помогает системный подход  к обучению.

      

         Слайд 5

         Слайд 6

         Слайд 7

         Учитывая, что курс ОПК  - новый для всех, я пошла по пути создания своей методической копилки. В неё входят разработки наиболее моих удачных уроков, презентации учителя и обучающихся по изучаемым темам, опыт  учителей ОПК и ОРКСЭ образовательных организаций нашего района, технологические карты для изготовления поделок к православным праздникам, сценарии праздников.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

         Процесс реализации системного подхода в педагогической практике позволяет систематизировать и совершенствовать наиболее эффективные методические формы и приёмы воспитательного воздействия на ребёнка, учитывая его возрастные особенности. Свои уроки я провожу в форме экскурсий в районный краеведческий музей и в районную детскую библиотеку; в виде праздников и встреч с интересными людьми.

     Слайд 12

         Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, благовествование. Это использование самых разнообразных притч. Она хорошо запоминается, как маленькими, так и взрослыми. На уроках мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми. Использую не только притчи из учебника, но материал из детского православного журнала «Свечечка». Я его выписываю уже давно.

        Самым трогательным моментом на уроке является диалог учащегося с самим собой: «Стал ли я лучше?», «Как я могу в жизни применить полученные на уроке знания?», «Что говорит моё сердечко?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ, то есть – рефлексия. И отрадно то, что идёт доверительный разговор между учителем и учащимися.

        Слайд 13

        Слайд 14

       Наиболее востребован сегодня метод проекта. Этот выбор не случаен, он применим к изучению любого предмета. Решение задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся  через организацию проектной деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время оказалось наиболее эффективным. С её помощью ученики открывают для себя новые факты и конструируют новые понятия. Этот вид учебной деятельности отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах. Я использую проектную работу двух видов: индивидуальную и групповую. Проектная деятельность даёт возможность выражать собственные идеи учащихся, максимально проявлять своё творчество, что ещё раз подчёркивает возможность и эффективность учебного сотрудничества. Она объединяет всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей.

         Слайд 15

          Ребёнок – это в какой-то степени зеркало семьи. В нём, как зеркале, отражаются промахи и ошибки родителей. Порой родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что их дети станут хорошими без их вмешательства в процесс обучения и воспитания, и самоустраняются от непосредственного воспитания своих чад. Такие родители и не подозревают, что их поступки являются примером для детей, которые есть подобие отца и матери – подобие не потому, что они рождены от них, а потому, что бессознательно впитывают в себя настроения и мысли тех, кто около них. И мы, школьные учителя не всегда можем что-то изменить, повлиять на семью. А вот подсказать путь к возрождению семьи и её ценностей, воспитать на примере благочестия, православных традиций, мы можем. И такую возможность даёт ведение в школе уроков ОРКСЭ, которые ориентируют детей на то положительное, что даёт социальное окружение, учит их «изнутри», противодействует злу. Знакомство с вечными истинами, с духовно - нравственной основой жизни отражается не только на характере и судьбах учеников, но и оказывает положительное влияние на их родителей и близких.

         Слайд 16

         Слайд 17

        Для того чтобы повысить интерес к изучению курса ОПК, сделать урок ёмким, красочным и  глубоким мною используются современные педагогические технологии и средства обучения: работа с интерактивной доской, электронными пособиями и тренажёрами. Занимаемся мы в кабинете информатики, каждый ребёнок имеет возможность работать за компьютером. Дети работают индивидуально, в парах и группах.

          В качестве проверки знаний применяю тесты, шарады и кроссворды. Все дети с большим удовольствием ежегодно участвуют во Всероссийской олимпиаде по ОПК и Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие».

           

      Слайд 18

          Ярким продолжением занятий является творческое домашнее задание:

    - напиши мини-сочинение,

    - составь кроссворд или шараду,

    - сочини конец истории,

    - подготовь сообщение по заданной теме,

    - составь вопросы по изучаемой теме для учащихся,

    - подготовь проект (индивидуальный или групповой).

        Темы творческих  проектных работ различны: «Как я понимаю золотое правило этики», «Святыни Тверской области», «Наша Родина-Россия», «Пасха», «Рождество Христово»  и другие.

          Поскольку я учитель начальных классов, у меня есть хорошая возможность использовать на уроках ОРКСЭ межпредметные  связи.      Интерес к предмету растёт, он способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному отношению в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок: добра, любви, милосердия, справедливости.

         Слайд 19

         Слайд 20

         Слайд 21

         Слайд 22

         Слайд 23

        Работа по изучению курса ОПК невозможна без самообразования. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя. Я стараюсь ежегодно посетить православные места, чтобы потом об этом рассказать детям, показать фотографии святых мест  или видеофильм.

         Слайд 24

       Своё выступление хочу закончить словами профессора Уральского педагогического университета Погорелова Станислава Тимофеевича: «Нельзя быть христианином по принуждению. Люди свободны в выборе. Но свобода предполагает ответственность! И в России можно быть кем угодно, но нельзя быть враждебным православию. Иначе гражданином России быть нельзя!»

         Слайд 25

     

     

        

      

     

    Презентация

    Закрыть
    Сообщение об ошибке
    Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
    Расположение ошибки: .

    Текст ошибки:
    Комментарий или отзыв о сайте:
    Отправить captcha
    Введите код: *